Рынки: 10.03.2018

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио
  • +7(499)no_skype 235-04-24

Лицензирование отработки техногенных месторождений

Просмотров : 3431
-О лицензировании техногенных месторождений очень подробно сказано, но перед тем, как лицензировать, ...
-О лицензировании техногенных месторождений очень подробно сказано, но перед тем, как лицензировать, надо знать, что лицензировать. Не все сотни миллионов и миллиарды кубометров техногенных отвалов содержат полезное ископаемое и можно с краю заходить и начинать работать, только получи лицензию.

Если взять Магаданскую область, то я хочу напомнить, что когда Дальстрой начинал работу, среднее содержание золота в россыпных песках составляло около 27 г/м3. По отдельным объектам оно достигало сотни граммов на кубометр. А к завершению работ Дальстроя в 1957 году среднее содержание составляло примерно 2,5 грамма на кубометр. Сейчас, если содержание золота 500 мг/м3, то это считают за счастье, особенно, если небольшая вскрыша..

Поэтому надо посмотреть, где остались отвалы, после промывки песков, в которых были те самые 27 г/м3, когда достаточно было промыть 2 млн. м3,  чтобы получить 54 тонны золота в год, которые когда-то давал Дальстрой (с отклонениями в большую и меньшую сторону). В первую очередь нужно смотреть эту сторону дела.

Второе, что я хотел подчеркнуть.  В конце существования советской власти добыча россыпного золота по России, я подчеркиваю - по России, составляла примерно 125 тонн в год. В последние два года (2008, 2009), добыча золота из россыпей составляет всего 54 тонны в год, то есть за 20 лет произошло уменьшение добычи золота более, чем в 2 раза.

Нельзя считать, что все это вызвано  усложнением горнотехнических условий, то есть уменьшением среднего содержания, увеличением вскрышных работ, как к примеру сейчас в Бодайбо вскрыша до 50 м. Я думаю, что снижение отчетной добычи вызвано еще и воровством золота.. Данные по добыче золота у нас только от аффинажных заводов. Есть предприятия в различных областях России, где работает  по 70-80 человек, а добыча золота составляет 3-4 кг в год. Даже если мы возьмем уважаемую Магаданскую область, здесь есть, по-моему, 8 или 9 предприятий, которые не добывают и килограмма золота в год. Что за предприятия, которые не добывают килограмма в год? Тот, кто считает экономику, знает, чтобы  предприятие работало нужно добывать не менее килограмма золота на человека в год. А если добывают менее килограмма, то сколько же там работает людей? Воровство золота очень большая проблема.

Ну и возвращаясь к техногенным россыпям, в первую очередь необходимо сокращение громадного, погребающего все живое и полностью омертвляющего работу бюрократического аппарата. Я прибросил, чтобы сейчас получить лицензию на техногенную россыпь - это надо лет 5 или 6 работать. При этом еще нужно заплатить по существующим методикам разовые платежи, за разведку, экспертизу, заплатить за проект, за согласование и т.д. Надо подойти и сказать: «Есть у тебя миллионов 40-50 до начала  работ по добыче золота, давай рискуй». А на техногенке риск очень большой. Промышленное золото уже добыто, а что осталось? Я был свидетелем многих попыток работать на техногенных месторождениях, поскольку я уж в этой области работаю 51 год.  Я видел, как много приходило людей, а потом с позором уходило, поскольку они не могли добыть ни грамма золота, ну может какие-то 100 - 200 граммов, ну килограмм, наконец, не больше.

Здесь нужна большая помощь ученых, если они смогут, конечно, помочь. Я имею ввиду, что прежде, чем зайти на полигон надо посмотреть, какой он. Вы знаете, что здесь в Магаданской области и других регионах России много месторождений отработано дражным способом, и все золото, коли оно терялось, осталось в эфелях, которые завалены галечными отвалами. Сможет ли кто-то взять на себя такую обузу, чтобы сначала галечные отвалы убрать, а потом добраться до эфельных отвалов, в надежде, что там есть золото.. А при раздельном способе возьмет ли кто на себя такую обязанность, как разобраться где хвосты, эфеля, а где вскрыша, потому что эфельные отвалы выталкивали во вскрышу и наоборот. Распределение золота в техногенных отвалах совершенно другое, нежели в природных месторождениях, потому, прежде чем решить крайне важный вопрос лицензирования надо решить вопрос оценки отвалов. Многие ли из них можно рентабельно отрабатывать?

Я допускаю, что очень хороший проект, который Магаданская дума подготовила по лицензированию техногенных месторождений будет принят (хотя трудно заранее назвать месторождение ли это), и вот завтра, когда все будет сделано, найдутся ли те люди, которые готовы бросить десятки единиц техники, сотни и тысячи тонн дизельного топлива и остальных материалов, для того, чтобы перевернуть эту массу, которую здесь называли и ничего не получить. Мне трудно сказать. Можно было бы предварительно спросить, а кто готов завтра при самых лучших условиях, для работы взяться за это дело?

Конечно, если кто-то помнит и знает, где когда-то мыли хорошие пески, допускались потери, но это надо знать. А может, там никогда мелкого золота не было, и все на этом кончится. Или если кто-то возьмет современные эфеля. Я говорил о 500 мг, сегодняшних, а моют сейчас и 200-300 мг. При потерях 10 % остается содержание 20-30 мг/м3. Возьмется ли кто-то эти 20-30 мг/м3 добывать? Под Москвой есть карьеры песчано-гравийных смесей (ПГС), они сейчас содержат 20 мг золота на кубометр, но их никто не разрабатывает с целью добычи золота..

Поэтому упрощенный порядок лицензирования отработки техногенных месторождений нужно сначала узаконить, применить и потом еще в ножки поклониться тем, кто будет этим  пользоваться. Добывать золото из техногенных россыпей очень тяжелая работа.

Об индивидуальных предпринимателях я не говорю. Что такое индивидуальный предприниматель? Он есть одиночка, значит у него вся технология и оборудование примитивные: небольшая бутарка или проходнушка, лопата, кайло и тачка. Сколько может человек перекатать тачек? Сейчас если спросить кого-то, каковы были нормы в Дальстрое, мало кто знает, я просто напомню. Норма с раскайловкой, то есть сам разрабатывал, грузил, отвозил по трапу 30 м. Норма была 14 м3 в смену на человека. Может ли сейчас кто-то 14 м3 взять? Если вспомнить писателя Шаламова, который тоже начинал катать вскрышу, но только катать (копали другие) норма была 28 м3 в смену. Сейчас спросить у любого, какая тачка? Тоже мало кто помнит. Многие молодые говорят, ну, полкуба, наверное. Так вот тачка была 0.03 м3 и стахановская - 0,1 м3. А что такое кубометр? Вот возьмите, прошу меня извинить на своем дачном участке яму под сортир, 1х1х1 м - это 1 кубометр, так ее современные мужики месяц будут рыть. А говорят, что мы все переработаем.

Вот когда это все вспомнишь, то потом подумаешь, кто сможет влезть в старый отвал? Я вспоминаю, в 60-м году корейцы приехали к нам стараться, когда ослабление в международных отношениях было. Они залазили в старые шахты за золотом.. Сколько их там погибло? А сколько погибло под бортами выработок, даже в новейшее время в Монголии? Я вот смотрел там вскрышные отвалы, они как норы все изрыты. Простые монгольские товарищи думали, что золото содержится во вскрышных отвалах, и рыли там норы, чтобы вытащить породу. Многие погибали. Это очень тяжелая работа. Я уж не говорю о том, что если индивидуальных предпринимателей заставить заполнять все налоговые декларации, составлять форму 5 ГР и отчитываться по окончанию сезона, то мало желающих найдется этим заниматься.

Правильно здесь говорят, что не нужно устраивать проведение разведочных работ, защиту запасов в ТКЗ и ГКЗ, но все равно я должен знать, есть там золото или нет прежде, чем начать работу. Иргиредмет предлагал в свое время хорошую методику. Поднимите старые все данные об отработке, посмотрите все данные поблочной добычи золота при раздельной добыче или дражном способе, каковы были потери и т.д. Потом еще пройдите для контроля пару траншей и приступайте к работе. Но сейчас утвержденных указаний и методик нет, и нужно возвращаться к этой работе.

О налоговых преференциях здесь уже тоже говорили, я знаю, что в Магаданской области правильно сделали, предложили при добыче золота из техногенных месторождений брать всего 2 % от стоимости добытого золота.. Может быть, это мало что даст бюджету, но, тем не менее, останутся налоги на зарплату, останутся налоги в пенсионный фонд. Мы сейчас платим примерно 18 % от стоимости добытого золота, я имею ввиду, без подоходного налога и социальных выплат, но это для первичных россыпей. Поэтому и с этой точки зрения к проблеме надо присмотреться.

Если рассмотреть все варианты освоения месторождений, начиная с научного и практического обеспечения и заканчивая законодательной инициативой, и все будет сделано, тогда нас может быть ожидает успех. Я так грубо посчитал, за 50 лет работы Советский Союз и Россия добыли около 10 тыс.т. золота добыли, если потеряли даже 10 %, то где-то 1000 тонн лежит.

Я думаю, что на сегодняшней конференции мы получим ответ на многие вопросы, которые необходимо решить в этой крайне важной задаче и тогда ее успех будет обеспечен, и когда-нибудь молодые научные сотрудники будут собираться и говорить: «вот мы были тогда, когда начиналось новое освоение Колымы - промывка техногенных россыпей». Надо попробовать, может, действительно сейчас найдутся люди, которые возьмутся за техногенные россыпи, может, быть я не успею, но молодые успеют лет через 10 посмотреть, каковы будут результаты освоения техногенных месторождений.


Источник: Таракановский В.И. , Иркутский научно-исследовательский институт благородных и редких металлов и алмазов 

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 16.05.2016

Ваш выбор