Рынки: 11.09.2019

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио
  • +7(499)no_skype 235-04-24

Налог на добычу полезных ископаемых

21.07.2017 в 17:22 - (Alex) Алексей Снегирев Вернуться обычный режим
Просмотров : 1263
Что следует знать налогоплательщику при добыче драгоценных металлов при применении главы 26 Налогового ...
Что следует знать налогоплательщику при добыче драгоценных металлов при применении главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации «НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ» НК РФ 
Сказанное означает, что для целей НДПИ количество добытого драгоценного металла, определяемое по данным учета, должно быть переведено в количество концентрата с использованием доли содержания химически чистого металла в концентрате. При определении количества добытых драгоценныхметаллов необходимо учитывать не количество содержащегося в концентрате или полупродукте химически чистого металла, а количество концентратов (полупродуктов) полученных из добытых им золотосодержащих руд или из руд, содержащих иные драгоценные металлы. Следовательно, формируемые по данным учета налогоплательщика соответствующие показатели количества в пересчете на массу химически чистого металла подлежат пересчету на концентрат (полупродукт) исходя из доли содержания химически чистого металла в концентрате (полупродукте). Также следует учитывать, что в целях исчисления НДПИ при добыче драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений следует определять не количество извлеченного из недр минерального сырья (руд коренных месторождений, песков россыпных месторождений, руд и песков техногенных месторождений), а количество произведенных из этого сырья концентратов (полупродуктов), содержащих драгметаллы. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений потери полезного ископаемого представляют собой не потери добытого (извлеченного из недр) минерального сырья (руд и песков), а потери произведенных из этого сырья концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгметаллы. Если концентрат (полупродукт) содержит несколько видов драгоценных металлов, то количество добытого полезного ископаемого – драгоценного металла каждого вида будет определяться как количество указанного концентрата (полупродукта). При добыче многокомпонентной комплексной руды согласно пункту 6 статьи 339НК РФ количество добытого полезного ископаемого, определяемого как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде. В случае если добытым полезным ископаемым признается собственно многокомпонентная комплексная руда, то за количество полезного ископаемого принимается количество добытой руды, прошедшей стадии первичной обработки, предусмотренные технической документацией (до стадии обогащения). При выделении компонентов и направлении их внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) для целей налогообложения определяется количество полезных компонентов (концентратов металлов), содержащихся в руде по результатам химического анализа руды. Добываемая руда практически всегда содержит как основные металлы, извлекаемые при добыче и дальнейшей переработке, так и попутные элементы. Налогоплательщик должен определять количество каждого попутного полезного компонента, даже если в результате производственно-технологического цикла компонент не выделяется. И тут возникает вопрос – являются ли добытым полезным ископаемым и, соответственно, объектом налогообложения НДПИ попутные компоненты, полученные в результате аффинажа концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. В данном случае следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье. Согласно пункту 1 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. Следовательно, по попутным компонентам, добытым совместно с основным полезным ископаемым также отдельно должна определяться налоговая база. При этом необязательно, чтобы в лицензии было отражено наличие в недрах попутных компонентов. В частности, уплату НДПИ следует производить при извлечении попутного серебра в ходе разработки месторождений золота... Вместе с тем, здесь так же следует учитывать, что поскольку в целях главы 26 НК РФ не определено понятие добычи драгоценных металлов, необходимо снова обратиться к законодательству, регулирующему отношения в области добычи драгоценных металлов. Как уже отмечалось ранее в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, попутное серебро, содержащееся в добываемом из недр минеральном сырье, подлежит обложению налогом на добычу полезных ископаемых. При этом извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов на основании положений указанного закона признается производством драгоценных металлов, в связи с чем, отнесение данных работ к добычным работам, является необоснованным. Таким образом, полученные по результатам аффинажа основного полезного ископаемого попутные драгоценные металлы не могут быть признаны объектов налогообложения по НДПИ. Что следует знать при применении статьи 340 «Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы» НК РФ? Данная статья, как и предыдущие статьи Кодекса, содержит наряду с общими правилами некоторые особенности, применяемые только налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов. Так, согласно общему правилу оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно либо исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, либо при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого – исходя из его расчетной стоимости. При этом в случае если налогоплательщик получает субсидии из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью, оценка добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде). При отсутствии субсидий из бюджета оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится строго исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период. При отсутствии в конкретном налоговом периоде реализации добытого полезного ископаемого в данном случае оценка стоимости добытого полезного ископаемого определяется расчетным методом. В отношении оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, установлен особый порядок, согласно которому указанная оценка производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя. При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. Обращаем внимание, что стоимость единицы определяется исходя из цены реализации в налоговом периоде не добытого полезного ископаемого (концентрата или иного полупродукта), а химически чистого (аффинированного) металла (вне зависимости от периода добычи концентрата или полупродукта, из которого получен реализуемый химически чистый металл). При отсутствии в налоговом периоде цен реализации химически чистого металла и вне зависимости от наличия реализации концентрата (полупродукта), содержащего драгоценные металлы, учитываются цены реализации химически чистого металла, сложившиеся в ближайшем из предыдущих налоговых периодов. При этом какие-либо временные ограничения для налоговых периодов, цены которых могут быть учтены, НК РФ не установлены. Например, при исчислении налога за май должны быть применены цены реализации, сложившиеся в ноябре предыдущего года, если с декабря по май реализация отсутствовала). Стоимость реализованного химически чистого металла, определенная исходя из цен его реализации, уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке (перевозке) химически чистого металла до получателя (расходы по доставке добытого полезного ископаемого до аффинажа не могут уменьшить налоговую базу). Правда в отдельных случаях, когда предприятие по добыче драгоценных металлов только начинает осуществлять свою деятельность и у него в первые налоговые периоды отсутствует реализация, то в данном случае налогоплательщики вправе применить расчетный способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого. Статья 340 НК РФ не устанавливает особенностей оценки стоимости многокомпонентной комплексной руды и полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел). В отношении их действуют общие правила – либо исходя из цены реализации либо исходя из расчетной стоимости на основании данных налогового учета. Что следует знать при применении ст. 342 «Налоговая ставка» НК РФ. При применении данной статьи следует иметь в виду, что пункт 1 статьи 342 НК РФ предусматривает ряд оснований, по которым налогоплательщик вправе применять нулевую налоговую ставку. Именно поэтому налогоплательщик должен раздельно учитывать количество полезных ископаемых, облагаемых по различным ставкам. К полезным ископаемым, добыча которых облагается по нулевым ставкам, относятся, в том числе полезные ископаемые в пределах нормативов потерь, утвержденных в установленном порядке. В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке ранее, а по вновь разрабатываемым месторождениям – нормативы потерь, установленные техническим проектом. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» обязанности по утверждению нормативов потерь твердых полезных ископаемых возложены на Федеральное агентство по недропользованию.. 
окончание в следующем номере
Продолжение в журнале «Золотодобывающая промышленность» №3(81) июнь 2017 г.

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 28.05.2018

Ваш выбор