Рынки: 22.08.2019

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио

30-ЛЕТ СОЮЗУ СТАРАТЕЛЕЙ РОССИИ

12.03.2019 в 22:51 - (Alex) Алексей Снегирев Вернуться обычный режим
Просмотров : 991
ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТАРАКАНОВСКОГО В.И. ...
Союз старателей России — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе артели старателей, самостоятельно занимающихся добычей драгоценных металлов, и в первую очередь золота.. Одна из основных задач союза — решение проблем золотодобывающей отрасли и старателей на федеральном уровне. 23 февраля Союзу старателей, который был создан ещё во времена Советского Союза, исполняется 30 лет. В 1989 г. на 1-м учредительном съезде, на котором присутствовало 285 представителей старательских артелей СССР, делегатами 137 артелей с правом решающего голоса (с численностью более 40 тыс. старателей) был образован Союз артелей старателей СССР. Первым председателем Союза стал Виктор Андреевич Лопатюк. В марте 1990 г. к работе приступил постоянно действующий Исполком Союза, председателем которого был избран В.И. Таракановский. В 1991 году численность артелей, входивших в Союз, достигла 200. На 2-м съезде Союз был переименован в Союз артелей старателей РФ. В 1994 г. на 5-м съезде Союз был преобразован в Союз старателей России. В 1999 г. в связи с изменением законодательства 10-й съезд Союза старателей России принял решение о ликвидации общественной организации «Союз старателей России» и учредил некоммерческую организацию «Союз старателей России», в этом статусе наша организация действует и сегодня. Основная цель созданной старателями организации – представление единых, общих интересов при взаимодействии с органами власти любого уровня, а также выработка отраслевых норм и правил, в том числе – для их законодательного воплощения. За 27 лет в современной России (1992-2018 гг.) было добыто более 4,8 тыс. т золота из 19,8 тыс. тонн, добытых за почти 300-летнюю истории российской золотодобычи (более 23%). По добыче золота Россия ныне занимает третье место в мире вслед за Китаем и Австралией, опережая такие страны, как США, Канада, Перу и ЮАР. Добыча золота из недр за последние годы (2014-2018) оставалась примерно на одном уровне – в среднем около 260 т, из них более 70 т приходится на россыпную добычу (27,4%). Несмотря на постоянный рост рудной добычи в России (за последние 25-лет она увеличилась в 10 раз), в «общем зачёте» пока лидирует россыпное золото – за 27 лет его добыли 2630 т (55%). Основной вклад в добычу россыпного золота вносят старательские артели и небольшие предприятия. Из 460 предприятий в стране 85% добывают менее 500 кг, менее 100 кг добывают 60%, и только 23 предприятия (5%) добывают более 2 тонн. Запасы золота в резервах ЦБ РФ стабильно растут с 2005 года и составляют на 01.01.2019 г. 2112 т. А начинала современная Россия в 1992 г. с 290 т, доставшихся ей после распада СССР, причём в 1994 г. запасы золота сокращались до 262 т. По добыче россыпного золота Россия прочно удерживает мировое первенство на протяжении последнего столетия, однако физические объёмы его добычи с 1991 года неуклонно снижаются. Если среднегодовая добыча в 1976-1980 гг. составляла 126,8 т, в 1986-1991 гг. – 113,7 т, то в 2006-2010 гг. – всего 56,3 т. За последние годы положение несколько выправилось: среднегодовая добыча выросла до 71 т. Сокращение россыпной золотодобычи происходит не по объективным причинам, а большей частью из-за законодательных и бюрократических барьеров. В настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи составляет (остаток запасов, утверждённых ГКЗ и ТКЗ) около 900 т по категориям А+B+C1+С2, из них активных запасов (разрабатываемых, подготавливаемых к освоению, разведываемых) – не более 400 т. Сырьевая база россыпных месторождений золота – основного источника для работы более 400 предприятий - истощена до предела. Об этом говорит такой факт: даже за незначительные по запасам участки (нередко только с прогнозными ресурсами) предприятия выкладывают на аукционах огромные деньги, в десятки и сотни раз превышающие стартовые. Прошедшие годы были наполнены работой по обретению артелями хозяйственной и финансовой самостоятельности, организацией справедливой оплаты за добытое золото, принятию законов, регулирующих деятельность горнодобывающих предприятий. В частности, принятое по настоянию 2-го съезда старателей Постановление Правительства РФ №117 от 26.02.1992 г. «О работе артелей старателей на территории РФ» о единой цене при оплате за драгметаллы раскрепостило артели старателей. Активное участие Совета Союза старателей при рассмотрении в Госдуме РФ закона о налоге на добавленную стоимость (НДС) позволило решить вопрос об отнесении затрат по НДС на приобретённые материальные ценности, транспорт, услуги на уменьшение платежей и налогов. В 2018 г. проделана значительная работа по противодействию чиновникам Минфина установить НДС на сдаваемое предприятиями золото, что автоматически снизит стоимость приобретаемого сегодня по мировым ценам золота на величину НДС. Союз старателей постоянно ведёт активную работу по разработке предложений о внесении изменений в действующие и принимаемые законы РФ, регулирующие деятельность горных предприятий. Постоянная работа с депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, руководителями профильных государственных организаций (Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор, ТПП и пр.) позволяла решать проблемы, которые возникали при пользовании недрами в золотодобывающей промышленности. В условиях истощённой сырьевой базы решающее значение для успешной работы предприятий малого и среднего бизнеса на золотодобыче является вовлечение в отработку техногенных россыпей. Сдерживающим фактором широкого освоения техногенных запасов является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений. Многочисленные обращения золотодобытчиков в Государственную Думу с просьбами приступить к разработке законодательства о техногенных месторождениях остаются без ответа. Российским законодательством отработка техногенных россыпей не предусмотрена. Техногенная россыпь не может быть выставлена на конкурс (нет запасов), следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число техногенных россыпей не осваивается, а малый бизнес теряет возможности к расширению золотодобычи из отходов предприятий, накопленных за последние десятилетия. Напрямую с техногенными месторождениями связан вопрос о разведочно-эксплуатационных полигонах (РЭПы). 18.08.2016 г. письмом №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР, что равносильно отнесению всего добытого при этом золота к незаконному предпринимательству. В России из 70 тонн россыпного золота до 40% добывается из техногенных россыпей, основным методом освоения которых является проходка РЭПов. Союз старателей принял активное участие в борьбе за отмену этого письма, в результате чего проблему удалось частично решить: разрешение вести опытно-промышленную отработку техногенных россыпей продлено до конца 2019 года. Но окончательно решить этот вопрос можно только на законодательном уровне. Работа Союза старателей по законодательному признанию понятия «техногенные месторождения» продолжается уже несколько лет. За этот период вопрос неоднократно поднимался на заседаниях ТПП, Госдумы, Роснедр и различных съездах и конференциях, ССР сформулировал основные вопросы, которые необходимо решать и предложил пути их решения. Подготовлен полный пакет документов по изменению законодательства в части отработки техногенных россыпей (законопроект, пояснительные записки) представителю Президента в ДФО Трутневу Ю.П. Сырьевая эффективность недропользования зависит от того, насколько эффективно организовано государственное управление в этой сфере. А оно весьма неэффективно. Практически нет различий между требованиями к проекту по освоению месторождения «Сухой Лог» на тысячи тонн рудного золота (где планируется множество объектов капитального строительства), и требованиями к проекту по освоению месторождения россыпного золота, где главный объект капитального строительства - это баня. Здесь также понадобятся экспертизы, время, силы, затраты, переговоры с чиновниками. Бюрократические препоны заключаются в том, что только по одной лицензии необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70 % являются платными, их стоимость колеблется от 30 до 70 тысяч! При этом из этих 52 документов дай бог если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих и, кроме них, они никому не нужны. Активное участие принял Союз старателей в подготовке Постановления Правительства РФ от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)». Новые расценки на электроэнергию дадут толчок развитию уже разведанных месторождений золота и других руд, добыча которых пока невыгодна. Снижение энерготарифов до среднероссийского уровня даёт экономию дальневосточным предприятиям в объеме до 40 млрд рублей в год. В среднем по Дальнему Востоку снижение тарифа достигло 30%.
Подробнее в журнале "Золотодобывающая промышленность" №1(91) феврал 2019 г. 

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 28.05.2018

Ваш выбор