Рынки: 12.11.2019

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

10.09.2019 в 23:50 - (Alex) Алексей Снегирев Вернуться обычный режим
Просмотров : 1097
В настоящем статье выполнен анализ тенденций и направлений развития минерально-сырьевого комплекса ...
Важнейший элемент Стратегии освоения минерально-сырьевой базы (МСБ) и формирования минерально-сырьевого комплекса (МСК) регионов Востока России – оптимальное использование имеющегося минерально-сырьевого потенциала. Для этого в обширном регионе необходимо выделить те территории, которые обеспечивают эффективное промышленное и социальное развитие экономики. Такие территории по существу могут стать новыми центрами экономического роста не только субъектов Дальневосточного федерального округа РФ, но и страны в целом. Новые горнорудные районы в последние годы становятся важнейшим элементом Стратегии освоения и воспроизводства МСБ регионов Востока России. Именно для развития МСБ, для детализации и расширения перспектив в этих регионах целесообразна в ближайшее время концентрация основных средств федерального бюджета и частных инвестиций [1]. Для экономики Российской Федерации состояние и развитие транспортно-коммуникационных сетей (ТКС) имеет исключительное значение, поскольку наряду с другими инфраструктурными отраслями она обеспечивает базовые условия процветания общества, служит важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей. ТКС – это важнейшая часть производственной инфраструктуры, а её развитие – одна из приоритетных задач государства [2–7]. В условиях глобального рынка перспективное промышленное развитие Восточных регионов определяется уникальностью минерально-сырьевых инвестиционных проектов или доминирующим участием государства в их реализации. Система федеральных и региональных льгот могла бы нивелировать низкую привлекательность большинства инвестиционных минерально-сырьевых проектов в рассматриваемых регионах. Так, по данным официальной статистики, сегодня на выпуск единицы товарной продукции на Дальнем востоке страны расходуется энергии в 1,5 раза больше, чем в среднем по России, в 3 раза больше, чем в США и в 4,5 раза больше чем в Европе. В связи с этим дефицит инвестиций в МСК региона наблюдается даже в период высоких цен на сырье [8]. В настоящем статье выполнен анализ тенденций и направлений развития минерально-сырьевого комплекса стратегических металлов в зоне Байкало-Амурской магистрали (Северное Забайкалье). В соответствии с методическим подходом, предложенным ранее [2, 3], выполнен пространственный анализ ТКС России, показано место Северного Забайкалья в ТКС; рассмотрены пути развития МСК и ТКС Северного Забайкалья, территория которого расположена в зоне БАМ. В ходе подготовки материала изучены многочисленные отечественные публикации, а также данные сайтов Министерства природных ресурсов РФ, горнодобывающих и геологоразведочных компаний. Подготовлен ГИС-проект, включающий картографический материал и территориально-распределенную базу данных по МСП и ТКС Северного Забайкалья. Публикация продолжает серию статей ИГЕМ РАН выполненных в рамках проекта РФФИ-РГО № 17-05-41067 «Геолого-экономические факторы развития транспортно-коммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов)». 
 ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТКС РОССИИ 
Выполненный анализ позволил экспертным путем ранжировать территорию РФ по состоянию и относительному уровню развития ТКС (рис. 1). Как показано на рисунке, всего на территории страны выделены три уровня развития ТКС: высокий, средний и низкий. Европейскую часть России, включая Южный и Центральный Урал (рис. 1), можно отнести к территории с высоким уровнем ТКС (первая группа). ТКС среднего уровня (вторая группа) частично обладают субъекты Уральского Федерального округа, а также Южной части Сибири и Дальнего Востока (рис. 1). К территории с низким уровнем ТКС (третья группа) можно отнести практически 50% территории страны (рис. 1). Кроме того, на карте вынесены ареалы развития, так называемой «очаговой» ТКС, к которым отнесены: Норильский район Красноярского края, Чаунский район Чукотского АО и часть территории, охватываемой Колымской кольцевой автомобильной трассой в Магаданской области (рис. 1). На территории Востока России, по геолого-экономическим критериям отчетливо выделяются два географо-экономических пояса (Северный и Южный) [2–6], характеризующиеся разным уровнем развития ТКС (рис. 1) и соответственно инвестиционной привлекательностью минерально-сырьевых проектов. В этих поясах наиболее привлекательны проекты, территориально расположенные на морском побережье и вблизи от автомобильных и железнодорожных магистралей, энергетической инфраструктуры. Анализ материалов Дальневосточных и Забайкальских экономических форумов показывает, что надежды администраций субъектов ДФО и СФО связаны с глобальными проектами развития инфраструктуры – строительством «трансконтинентальной» железной дороги, вторым выходом БАМа к Тихому океану, развитием сети автомобильных дорог, трубопроводов, энергетики (рис. 2) [2–6]. Предполагается, что в этом случае резко возрастет эффективность освоения всей имеющейся в этих регионах МСБ. Альтернативным направлением в формирования ТКС, по нашему мнению, для освоения МСБ в новых горнорудных регионах может быть развитие «очаговой» инфраструктуры [8, 9]. Примеры последней – реализованные еще в советские годы Магаданская и Норильская очаговые ТКС (рис. 1) и развивающаяся в настоящее время Чаунская очаговая ТКС. Они заключались/ся в строительстве морского порта и развитие подводящих к нему автодорог, связывающих порт с горнодобывающими предприятиями. Таким же путем в последние годы идут трансконтинентальные горнопромышленные корпорации, осваивающие крупные месторождения штата Аляски и Севера Канады, а также в сырьевых Южно-Американских странах (Перу, Эквадор, Мексика, Чили). Например, всю продукции крупнейшего в мире полиметаллического рудника Ред Дог (штат Аляска), имеющего большое влияние на мировой рынок цинка, успевают вывезти в течение 3-х месяцев навигации в Чукотском и Беринговом морях [10]. Подобный подход – развитие очаговой ТКС, привязанной к БАМу и Трансибу, постепенно набирает обороты в Южном Сибирском экономическом поясе России [2]. Здесь ключевую роль играют узловые железнодорожные станции трансконтинентальных магистралей, к которым привязана локальная ТКС новых горнорудных районов. Таким образом, важнейшая современная тенденция – развитие локальной «очаговой» ТКС в новых горнорудных районах зоны БАМ. В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. [11] на территории Забайкальского края для развития инфраструктуры, стимулирующей разработку полезных ископаемых Кодаро-Удоканского кластера, планируется реконструкция железной дороги Чара-Чина с ответвлением на Удокан. Строительство железнодорожной линии Чара-Апсадское для освоения месторождений зоны БАМа. Приаргунск-Березовское, обход Читинского узла, Могзон-Новый Уоян. Такие проекты в ближайшие годы будут осуществляться только по линии железнодорожного транспорта. Строительство ветки Могзон-Озерное с выходом на Новый Уоян от Транссиба до БАМа вошло в крупнейший инфраструктурный проект комплексного развития Забайкалья. Проект разработан «Корпорацией развития Забайкалья», которая является одной из дочерних структур инвестиционно-финансовой компании «Метрополь». Первый этап строительства ветки был рассчитан на 2008–2015 гг (не реализован). Второй – на 2016–2030 гг. Продолжается реализация проектов по строительству дорог федерального значения – Чита-Забайкальск до границы с КНР, Чита-Хабаровск. Подъездов к населенным пунктам, расположенных вдоль дороги Чита-Хабаровск. Строительство других автомобильных дорог на территориях реализации инвестиционных проектов.
Подробнее в журнале "Золотодобывающая промышленность" №4(94) август 2019 г. 

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 28.05.2018

Ваш выбор