Рынки: 10.03.2018

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио
  • +7(499)no_skype 235-04-24

О лицензировании пользования недрами по твердым полезным ископаемым на примере месторождений золота (к парламентским слушаниям от 03.11.2009 г. на тему «Направления совершенствования ­государственной системы лицензирования пользования недрами»)

Просмотров : 3093
В.И. Таракановский, Председатель Союза старателей России По словам А.А. Ледовских, ...

В.И. Таракановский, Председатель Союза
старателей России

По словам А.А. Ледовских, руководителя Роснедр, изменение законодательства и отсутствие подзаконных актов, устанавливающих новый порядок выдачи лицензий и расчета разовых платежей, заставил Роснедра в середине 2008 г. свернуть работу по выдаче лицензий первооткрывателям. Выдано всего 28 лицензий, по 54 заявкам решение о выдаче лицензий «заморожено», у 20 первооткрывателей заявки не приняты.

На сегодня (2009  г.) десятки лицензий на первооткрывательство не выданы. Причины: ведомства (Минэкономразвития и Роснедра) не могли определить цену 1 г золота и соответственно сумму разового платежа.

Остановлюсь на практике получения лицензий на добычу золота в настоящее время.

После завершения разведочных работ необходимо утвердить запасы месторождения, кроме представления материалов, нужно уплатить платежи по Постановлению Правительства от 11.02.2005 г. № 69 по россыпным месторождениям от 10 до 90 тыс. рублей в зависимости от вида материалов. Казалось бы, и все, но появляется некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НАЭН) и за выполнение в устной или письменной форме по подготовке материалов заказчика к государственной экспертизе:

подбор консультантов;

предварительное рассмотрение материалов, предоставленных заказчиком;

проверку полноты и комплектности представленных материалов для оценки возможности подготовки на их основе надлежащих заключений по каждому разделу;

подготовку замечаний и рекомендаций по результатам предварительного рассмотрения для и доукомплектования материалов заказчика;

устанавливает оплату в размере 500 тыс. рублей.

Стоимость экспертизы геологических проектов и отчетов достигает 400 тыс. рублей.

При получении лицензии необходимо уплатить разовый платеж за пользование недрами. Этот платеж устанавливается:

При проведении конкурсов и аукционов, согласно приказу Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства по недропользованию от 05.05.2008 г. № 417 «Об утверждении временных методических рекомендаций по определению стартовых размеров разовых платежей за пользование недрами при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, содержащими твердые полезные ископаемые». В соответствии с этой методикой разовый стартовый платеж увеличивается в 17 раз по сравнению с минимальным стартовым платежом. Некоторые стартовые платежи сравнимы со стоимостью золота в запасах этих месторождений.

Для месторождений, представляемых в пользование без конкурсов и аукционов (в т.ч. и по факту открытия месторождения), согласно Постановления Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии» устанавливается размер разового платежа равным минимальному размеру разового платежа.

В обоих случаях необходимо устанавливать цену 1 г золота.. Ее должен устанавливать Минэкономразвития по запросу Роснедр. Минэкономразвития отказалось устанавливать цена 1 г золота.. Поэтому Роснедра сами подбирают организацию, которая будет устанавливать цену 1 г золота.. А лицензии, в т.ч. по праву первооткрывательства, лежат месяцами и не выдаются недропользователям, открывшим месторождения за свой счет, у многих кончились сроки лицензий для геологического изучения, омертвлены средства, потраченные на геологоразведку.. Необходимо убрать разовые платежи при получении лицензий, выдаваемых по праву открытых месторождений, разведанных за счет собственных средств.

Артель «Дражник» Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) с 2005 г. не может получить лицензию для дражной разработки по месторождению Мост (р. Аллах-Юнь) по участку, примыкающему к имеющейся лицензии на отработку дражным способом.

Вовлечение в разработку некондиционных запасов, залегающих совместно с кондиционными, и полезных ископаемых, остающихся во вскрыше, в отвалах или отходах горнодобывающих и перерабатывающих производств, является требованием по рациональному использованию и охране недр. С целью соблюдения указанного требования налоговым законодательством предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на добычу.

Правительство РФ Постановлениями от 26.12.2001 г. № 899 и от 11.12.2006 г. № 755 в соответствии с п/п. 4 и 5 п. 1 ст. 342 НК РФ возложило исполнение операций, связанных с применением нулевой ставки по налогу на добычу, на МПР России и затем Роснедра.

В результате был разработан порядок рассмотрения материалов недропользователя по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и по обоснованию нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, который недоступен из-за требований большого объема материалов, представляемых на рассмотрение, длительных сроков их рассмотрения, стоимости договоров государственной экспертизы, расходов на командировки и т.д. Такой порядок вынуждает недропользователя отказаться от стимулов, предоставляемых ему налоговым законодательством.

При таком произволе трудно призывать предприятия вести геологоразведочные работы за свой счет, а государство много лет не выделяет средств на разведку россыпного золота..

Существуют проблемы и в проведении аукционов по предоставлению прав пользования недрами. Анализ проведения последних аукционов показывает, что они или отменяются из-за отсутствия заявок, что свидетельствует о завышенном бонусе, или аукцион заканчивается на первом шаге, поскольку в аукционе участвуют две аффилированные компании. Сам принцип проведения аукционов теряет смысл. Ряд мелких компаний изначально приобретали участки не с целью проведения геологоразведочных работ, а с целью перепродажи. Эту практику необходимо прекратить, законодательно установив, что если компанией не выполнены обязательства по ГРР, то лицензия на геологическое изучение не может быть переоформлена на другую компанию. В противном случае такая практика бесплатного получения прав пользования с последующей их перепродажей будет продолжаться, а темпы геологоразведочных работ не соответствовать лицензионным обязательствам.

О проблемах леса и земли при получении лицензий повторяться нет необходимости.

К вышеизложенному необходимо добавить вопрос о рассмотрении и согласовании проектной и технической документации, которую необходимо утвердить после получения лицензии..

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению контрольно-надзорных функций, а также при реализации разрешительных процедур в Федеральном агентстве по недропользованию (далее – Роснедра), в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выявила многочисленные нарушения законодательства в деятельности Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Так, Роснедрами образован механизм, подменяющий установленный законом порядок реализации предоставленных ему полномочий, создающий административные барьеры и незаконно возлагающий на недропользователей обязанности, влекущие значительные финансовые расходы.

Агентством изданы приказы, которыми незаконно введена процедура предварительного рассмотрения проектной документации и утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Эту функцию выполняют учреждения, подведомственные Роснедрам, а также определяемые этими учреждениями коммерческие организации (экспертные центры).

Кроме того, агентство, вопреки требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», искусственно создало потребность в услугах со стороны пользователей недр и монопольное предложение со стороны экспертных центров. Как следствие, недропользователи в безальтернативном порядке вынуждены заключать договоры на оказание услуг по предварительному рассмотрению документов и составлению экспертных заключений с определенным экспертным центром и на его условиях.

В деятельности экспертных центров на платной основе, в том числе и в качестве учредителей, незаконно принимают участие сотрудники территориальных органов Роснедр и подведомственных ему государственных предприятий и учреждений. Это создает условия для возникновения конфликта интересов.

Зачастую экспертизы проводят не сотрудники экспертных центров, а привлекаемые по гражданско-правовым договорам эксперты, являющиеся членами Центральной комиссии по разработке месторождения полезных ископаемых, работниками территориальных органов Роснедр и ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГКЗ). Роль экспертных центров в данном случае сводится к формальному посредничеству между экспертами и недропользователями.

Общая финансовая нагрузка на недропользователей при прохождении не предусмотренной законом процедуры предварительного рассмотрения проектной документации и нормативов потерь только за 2008 г. составила около 358 млн руб.

По итогам проверки Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес руководителя Федерального агентства по недропользованию представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором предложено привести деятельность по исполнению государственных функций и правовые акты Роснедр в соответствие с федеральным законодательством, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Устранение нарушений взято на контроль Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

31 августа 2009 г. Роснедрами издан приказ № 811 «О результатах проверки исполнения законодательства, при осуществлении контрольно-надзорных функций и разрешительных функций». Этим приказом отменены 8 ранее изданных приказов.

Сейчас практически прекращена деятельность Роснедр по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации, нормативов потерь при разработке месторождений полезных ископаемых. Это что, саботаж?

К сожалению, ответственность за проведение этой работы исчезла.

Министр МПР Трутнев Ю.П. выразился так (в отношении Ростехнадзора): «Самое главное начинается, когда мы говорим слово «ответственность». Мне представляется, что ответственность должна быть предельно тесно связана с компетентностью. Сегодня этот принцип также совершенно не соблюдается. Очень большая работа проведена по тому, чтобы убрать из практики деятельности Ростехнадзора то, что, на мой взгляд, просто позор – огромное количество аффилированных структур, оказывавших массу платных услуг».

Думаю, что это относится и к деятельности Роснедр.

Недавно, Председатель Правительства РФ Путин В.В. на заседании правительства заявил: «Много примеров, когда предприятия для получения лицензии вынуждены собирать придуманные чиновниками буквально на пустом месте экспертные заключения, справочки. Контрольные и надзорные мероприятия превратились в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвуют приближенные, так называемые свои фирмы и организации, – возмутился премьер. – Сложилась порочная система делегирования государственных функций по оказанию платных услуг подведомственным организациям, еще и аффилированным с чиновниками коммерческим структурам… При этом услуги оказываются по завышенным, монопольным ценам».

Осудил премьер и «псевдоэкспертные, аналитические структуры», которые «кормятся» при государственном аппарате. Другая беда – скрытый подкуп чиновников. «Считается незазорным принимать спонсорскую помощь от тех структур, работу которых чиновники и должны контролировать», – продолжил премьер.

Выбить почву из-под коррупции можно, окончательно утвердив регламенты всех государственных функций, прописав объемы и сроки административных процедур и сформировав единые принципы установления цен на госуслуги, считает глава правительства. «Надо избавиться от избыточных полномочий, минимизировать объем контрольных мероприятий, перейти от разрешительных к уведомительным принципам», – считает он.

Скоро правительство разработает перечень платных услуг, пообещал премьер. «Исчерпывающий перечень, – уточнил Путин: – Все остальное должно быть бесплатно». «Надо вымести поганой метлой всех посредников отсюда…» «Процедуры выдачи разного рода справок, правоустанавливающих документов далеки от совершенства. Часто люди вынуждены обращаться к платным посредникам: должен вам сразу сказать – они «достали». Они, все эти платные посредники, работают и на вашем уровне, и на региональном, и на федеральном – достали всех уже!» – премьер не скрывал своего раздражения. Он считает, что надо «принимать энергичные меры для того, чтобы изменить ситуацию».

Действия чиновников являются одной из причин того, что добыча золота из россыпных месторождений сократилась в 2,4 раза, со 125 т в год в 1999 г. до 52 т в 2009 г., а число предприятий по добыче россыпного золота – на 220.

Наши предложения в рекомендации парламентских слушаний на тему «Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами» направлены в организационный комитет по проведению слушаний.

Источник: журнал «Золотодобывающая промышленность» #6(36)-09

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 16.05.2016

Ваш выбор