Рынки: 10.03.2018

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио
  • +7(499)no_skype 235-04-24

Российское золото. Реальность и перспективы.

Просмотров : 5696
  Весной 2009 года на XIV съезде Союза старателей России председателем Совета этой общественной организации ...
 

Весной 2009 года на XIV съезде Союза старателей России председателем Совета этой общественной организации вновь избран В.И. Таракановский. Промышленный сезон сейчас в разгаре. О том, как обстоят дела в золотодобывающей отрасли в столь сложный экономический период, какие проблемы требуют решения, Виктор Иванович рассказал в интервью редакции журнала «Золотодобывающая промышленность». 

 

В.И. Таракановский, Председатель Совета Союза старателей России 


 

– Виктор Иванович, промсезон продолжается уже четыре месяца. Каковы итоги золотодобычи за этот период? 

– Добыча и производство золота в России за четыре месяца текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились на 37%. При этом добыча возросла на 45%, почти в полтора раза, а попутное и вторичное производство увеличилось соответственно на 6 и 10%. Если говорить о конкретных цифрах, то добыча за этот период составила 36,4 т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 25 т, то есть прирост 11 т или 45%. У попутной добычи – 4,7 т против 4,4 т за тот же период прошлого года, по вторичной соответственно 2,1 т против 1,9 т. Всего в стране за этот период добыто и произведено 43,282 т золота, а в такой же период 2008 года – 31,409 т. Прирост составил почти 12 т, или 137%. 

– Скажите, пожалуйста, а какие золотодобывающие регионы обеспечили такой внушительный прирост? 

– Это Чукотка, Красноярский край и Амурская область. Но особенно удивительны успехи Чукотки. За четыре месяца текущего года в регионе добыто 9,945 т, а за аналогичный период прошлого года – всего 826 кг, то есть прирост 9 т или 1203%. Красноярский край увеличил добычу на 1 т, Амурская область – на 2 т. 

– А как обстоят дела в других регионах? 

– Хабаровский край уменьшил показатели, а остальные регионы остались практически на том же уровне плюс минус с небольшими изменениями. 

– Названные вами данные относились к добыче золота в целом? 

– В приведенных показателях нет данных по добыче россыпного золота, потому что за четыре месяца сезона россыпи практически не начинали мыть, а если и начали, то еще не сдавали на аффинажные заводы. В основном это объемы рудного золота... 

– Как вы можете охарактеризовать текущее положение отрасли? 

– Если судить в целом, то положение отрасли на фоне мирового финансового кризиса хорошее: 145% выполнения по сравнению с 2008 годом, то есть почти в полтора раза больше прошлогоднего. Правда, такой прирост обеспечило в значительной мере одно предприятие – Чукотская горно-геологическая компания, которая запустилась и заработала на полную мощность. Я думаю, что это связано прежде всего с очень высоким содержанием золота в руде месторождений, на которых работает предприятие. Дай бог, чтобы так было на всех месторождениях. 

– А каковы перспективы развития? 

– Нужно сказать, что по итогам прошлого года из общего объема добычного золота в 165 т из россыпных месторождений было добыто 55 т, а из коренных – 110 т. То есть доля россыпной добычи составила 1/3 общего объема. А для предприятий, работающих на россыпных месторождениях, самым больным вопросом всегда было кредитование сезонной добычи золота.. Что покажут следующие месяцы года, пока трудно сказать, хотя некоторые подвижки в положительную сторону есть. 

– Расскажите, пожалуйста, подробнее. 

– В условиях финансового кризиса годовые процентные ставки по банковским кредитам возросли до 22–24%. После переговоров некоторые банки снизили процентные ставки, но это в основном касалось крупных предприятий, добывающих порядка тонны золота в год или больше. А малым предприятиям, увы, не повезло. 

– Какова роль государства в золотодобыче? Оказывает ли оно какую-либо помощь? 

– В первый раз за многие годы государство в лице Гохрана стало заключать договоры с золотодобытчиками по выполнению государственного заказа, то есть добычи золота и выдавало предоплату, поскольку оно не может выдавать ни кредитов, ни авансов. Причем предоплата беспроцентная, что крайне важно. 

– С какими предприятиями были заключены подобные договоры? 

– Такую предоплату уже получили несколько предприятий, в частности артели «Восток» и «Хабаровская». Я думаю, что они вернут эти деньги, а у государства в лице Гохрана и Минфина появится положительный опыт. Мы хотели бы, чтобы этот опыт был более широко распространен в первую очередь на предприятия россыпной и рудной добычи золота.. Хотя у нас сейчас есть целый ряд компаний россыпной и рудной добычи, которые кредиты не берут, а обходятся своими средствами. 

– А что вы можете сказать о россыпной добыче золота? 

– Лет 18 назад она составляла 125 т в год, а в прошлом году всего 55 т, то есть объем добычи уменьшился на 70 т. 

– За счет чего произошел такой спад? 

– Тому много причин. Во-первых, ухудшение горно-геологических условий. Я имею в виду резкий рост мощности торфов до 50 м, вскрываемых на открытых работах, а подземных работ на россыпях сейчас практически нет. Во-вторых, снижение среднего содержания золота в породе, в третьих – повышение стоимости материально-технических ресурсов, прежде всего дизельного топлива. 

– А только ли с названными причинами связано падение добычи? 

– Нет не только. Одна из немаловажных причин падения – усиление административного гнета. Кроме налогов, которые платят золотодобывающие предприятия, приходится платить очень много различного рода поборов: за согласование нормативов потерь полезных ископаемых, расчет запасов и др. Например, размер разовых платежей при получении лицензии в некоторых случаях превышает стоимость золота, которое добывается по этой лицензии.. Не буду перечислять все платежи, но скажу, что нужно иметь около 40 согласований, чтобы получить лицензию на добычу золота.. И везде нужно платить, явным или неявным образом. Разумеется, это привело к тому, что за последние три года количество золотодобывающих предприятий несколько сократилось. Больше тонны золота в год в России добывают всего 30 компаний, но они дают 71% общей добычи, на долю остальных приходится меньше трети годового объема. 

– Есть ли малые предприятия в золотодобывающей отрасли? 

– Малого бизнеса в золотодобыче практически нет, так как горные предприятия, независимо от их сферы деятельности, по законодательству не могут относиться к категории малого бизнеса. Вот, если бы они занимались спекуляцией, перепродажами, то есть были бы посредниками, то они относились бы к малому бизнесу, а если они выполняют непосредственно мужскую работу, добывая полезные ископаемые, в частности золото, то на них распространяются все налоговые нагрузки и согласования. 

– Много ли сейчас таких согласований? 

– Например, чтобы получить лицензию, нужно года два все согласовывать, потратить уйму денег, еще не начав добывать золото.. А кто же это выдержит? Правда, сейчас распространено мнение, что надо предоставить право добывать золото частным лицам. Их называют по-разному: вольноприносители, чистые старатели и прочее. 

– С чем, на ваш взгляд, связано такое мнение? 

– Считают, что это решит вопросы занятости людей, особенно на северных территориях. 

– Как вы думаете, целесообразно ли это делать? 

– Трудно сказать, решит ли это проблемы занятости, поскольку я имею личный опыт работы в Якутии 18 лет, на Дальнем Востоке – 12 лет. Думаю, что это не совсем удачно. Дело в том, что сейчас нет таких месторождений золота, которые старатели-одиночки моги бы добывать рентабельно. Сегодня, чтобы добыть полграмма золота, нужно вскрыть как минимум 5–6 кубометров торфов, потом промыть кубометр грунта. Тем более говорят, что это должны делать пенсионеры, нужно дать им работу. Это не даст выхода. Я не говорю о том, что увеличится добыча золота в стране, они, конечно, таких проблем не решат, как и не решат вопросы нормального взаимодействия. Тем более, если их частных старателей поставить в существующие рамки законов. Они должны соблюдать законы о драгоценных металлах и драгоценных камнях, о недрах, все законы по охране золота, выполнять статьи Налогового кодекса РФ, то есть платить все предписанные налоги, решать все вопросы с лесничими, экологами, водниками. В этом случае вольноприносители будут весь сезон ходить, согласовывать и писать отчеты. Они также должны обеспечить охрану и сдачу золота, решить, куда будут сдавать его. Только в банки они могут сдать металл без начисления НДС, а во всех остальных случаях они обязаны начислять НДС. А это еще один пласт проблем. Для таких частных старателей нужно было бы, по крайней мере, изменять 3–4 закона, чтобы подогнать существующие законодательные нормы под потребности этих людей. А если это так, то получается, что при добыче золота предприятия будут работать по одним законам, а частники – по другим, добывая один и тот же металл. По моему мнению, это не совсем правильный подход. 

– А как можно трудоустроить незанятые кадры в золотодобывающих регионах? 

– Неработающие люди в этих регионах всегда могут найти себе работу в золотодобывающих предприятиях, на которые приезжают работать люди и с Украины, и из других стран СНГ. А если, например, достались от родственников в наследство какие-то денежные средства, всегда можно организовать небольшое предприятие из 2–3 человек в организационно-правовой форме типа ООО, ЗАО или производственного кооператива и добывать золото.. Этому никто не мешает. 

Таким образом, разрешение работать частным старателям-одиночкам, не решит проблем занятости населения, поскольку нет сейчас для них эффективных месторождений. Приведу наглядный пример. Среднее содержание золота на Колыме в 1932 году, когда организовывали Дальстрой, было 28 г/м3, а через 25 лет, в 1957 году, когда его закрывали, – меньше 2 г/м3. А сейчас некоторые драги под Красноярском работают на содержании золота в породе 0,8 г/м3. 

– Вы уже упомянули о том, что при оформлении лицензии и в текущей деятельности золотодобывающим предприятиям приходится неоднократно сталкиваться с чиновничьим произволом и незаконными поборами. Как этого можно избежать? 

– Сейчас по инициативе президента Д.А. Медведева готовится закон о том, чтобы в нормативных актах убрать коррупционную составляющую. Вот самое время привлекать наши некоммерческие организации, чтобы мы могли высказать мнение о различного рода нормативных актах и внести предложения по их изменению в антикоррупционных целях. Ведь какова ситуация сейчас. Проверка соответствия нормативных актов различных министерств и ведомств отдана на откуп в большинстве своем коммерческим организациям, которые образованы при этих же министерствах и ведомствах. А это функция государства. 

Надеюсь, что прокуратура, которой сейчас поручается в соответствии с проектом внесенного президентом в Госдуму закона проверка антикоррупционных нормативных актов, сможет работать в нужном направлении. Но поскольку в прокуратуре, как я предполагаю, тоже мало специалистов по добыче золота, неплохо было бы, чтобы Союз старателей, Союз золотопромышленников и Союз горнопромышленников привлекали в помощь к проверке тех нормативных актов, которые собираются выпускать в свет на уровне Госдумы, Правительства, Министерства по природным ресурсам, Минфина и т. д. 

– Этим не ограничиваются проблемы в отрасли? 

– Кроме названных выше, есть и технологические вопросы, требующие решения. Дело в том, что у нас очень много объемов промытых песков или переработанной руды, содержащих хвосты, и можно было бы применить новые технологии. К сожалению, мощных промывочных приборов с развитой схемой обогащения для россыпных месторождений отечественная промышленность не создает. Но такие приборы выпускаются, например, в Нидерландах. Но опять возникает вопрос денег, кредитов, таможенных пошлин и т.д. Эти вопросы тоже нужно решать. По разным оценкам геологов, на россыпных месторождениях находится порядка 3–4 тысяч тонн золота, то по тем же подсчетам, и в хвостах ранее промытых россыпей и обогатительных фабрик лежит еще большее количество золота, которое когда-то в виде потерь перешло в эти хвосты. Но это очень мелкое золото.. Для его извлечения нужны сложные технологии. Поэтому тем, кто занимается или собирается заниматься добычей золота, все эти нюансы надо знать. 

– Но, судя по кинопродукции, интерес к золотодобыче у населения есть? 

– Конечно, сейчас по телевидению показывают различные фильмы. Например, демонстрировался сериал «Прииск-2». Его сюжет настолько далек от жизни и высосан из пальца, что диву даешься. Это собственные представления людей, которые никогда в жизни золота не видели кроме как в ювелирных магазинах. Поэтому искусственно раздувают страсти. И смотреть сериал неприятно с любой точки зрения. Может быть, на этой основе пытались создать бандитский фильм, но тогда бы и брали чисто бандитский сюжет. Зачем же сюда вмешивать старателей, горные работы и прочее, если создатели фильма и близко не стояли рядом с золотодобычей.. Хотя бы проконсультировались для порядка со специалистами, знающими процесс золотодобычи.. Думаю, что даже старые голливудские фильмы, например «Золото Маккены», смотрятся с большим интересом, чем современные поделки про добычу золота от наших телевизионных дел мастеров. Достаточно сказать, что фильм называется «Прииск», а золото, по фильму, добывается рудное, да еще из жилы. В русском языке у золотопромышленников прииском всегда обозначалось место добычи россыпных полезных ископаемых, а место извлечения золотосодержащей руды называлось рудником. Даже такие мелочи сразу отбивают всякий интерес и дальнейшее желание смотреть подобный сериал. Но это так, к слову. 

– Недавно прошел XIV съезд Союза старателей, которому в феврале 2009 года исполнилось 20 лет. Время подводить итоги. Что вы можете сказать по этому поводу? 

– Я думаю, что за этот период между советской эпохой и нынешним временем старатели многое сделали для того, чтобы сохранить добычу золота в России, включая освоение месторождений, строительство фабрик, сохранение и совершенствование технологий добычи и обогащения золота.. Например, в 1994 году была освоена технология кучного выщелачивания. Но все это тема для отдельного разговора, так же как и кадры, которые должны были все решать. Старатель сейчас пошел не тот, что был раньше, но и не те руководители, которые были прежде в старательских артелях и на государственных предприятиях. 

 

 

Источник: журнал «Золотодобывающая промышленность» #3(33)-09

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 16.05.2016

Ваш выбор