Рынки: 10.03.2018

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио
  • +7(499)no_skype 235-04-24

Еще раз о проблемах рассмотрения и согласования проектной и технической документации, нормативов потерь при разработке месторождений полезных ископаемых

Просмотров : 2873
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего ...

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению контрольно-надзорных функций, а также при реализации разрешительных процедур в Федеральном агентстве по недропользованию (далее – Роснедра), в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. 

Так, Роснедрами образован механизм, подменяющий установленный законом порядок реализации предоставленных ему полномочий, создающий административные барьеры и незаконно возлагающий на недропользователей обязанности, влекущие значительные финансовые расходы. 

 

В.И. Таракановский Председатель Союза старателей России 

 

Агентством изданы приказы, которыми незаконно введена процедура предварительного рассмотрения проектной документации и утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Эту функцию выполняют учреждения, подведомственные Роснедрам, а также определяемые этими учреждениями коммерческие организации (экспертные центры).  

Кроме того, Агентство вопреки требованиям Федерального закона «О защите конкуренции» искусственно создало потребность в своих услугах со стороны пользователей недр и монопольное положение со стороны экспертных центров. Как следствие, недропользователи в безальтернативном порядке вынуждены заключать договоры на оказание услуг по предварительному рассмотрению документов и составлению экспертных заключений с определенным экспертным центром и на его условиях.  

В деятельности экспертных центров на платной основе, в том числе и в качестве учредителей, незаконно принимают участие сотрудники территориальных органов Роснедр и подведомственных ему государственных предприятий и учреждений. Это, без сомнения, создает условия для возникновения конфликта интересов.  

Зачастую экспертизы проводят не сотрудники экспертных центров, а привлекаемые по гражданско-правовым договорам эксперты, являющиеся членами Центральной комиссии по разработке месторождения полезных ископаемых, работниками территориальных органов Роснедр и ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГКЗ). Роль экспертных центров в данном случае сводится к формальному посредничеству между экспертами и недропользователями.  

Общая финансовая нагрузка на недропользователей при прохождении не предусмотренной законом процедуры предварительного рассмотрения проектной документации и нормативов потерь только за 2008 г. составила около 358 млн. руб.  

По итогам проверки Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес руководителя Федерального агентства по недропользованию представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором предложено привести деятельность по исполнению государственных функций и правовые акты Роснедр в соответствие с федеральным законодательством, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.  

Устранение нарушений взято на контроль Генеральной прокуратурой Российской Федерации. 

 

31 августа 2009 г. Роснедра издало приказ № 811 «О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных ­функций». 

В связи с этим Роснедра признало утратившими силу следующие Приказы Роснедр: 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 2 марта 2005 г. № 207 «О регистрации и проверке комплектности материалов для проведения государственной экспертизы запасов полезных иско­паемых»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31 августа 2005 г. № 914 «О рассмотрении и подготовке согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 28 октября 2005 г. № 1108 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31.08.2005 № 914 «О рассмотрении и подготовке согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 30 мая 2007 г. № 623 «О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 10 октября 2007 г. № 1427 «О совершенствовании работы Роснедра по рассмотрению и утверждению уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 13 марта 2009 г. № 275 «Об утверждении временных рекомендаций по выдаче разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 18 мая 2009 г. № 429 «О выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 5 августа 2009 г. № 709 «О совершенствовании системы выдачи Роснедрами и его территориальными органами разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами, проектом проведения указанных работ»; 

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 6 августа 2009 г. № 720 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по недропользованию от 13.03.2009 № 275 «Об утверждении временных рекомендаций по выдаче разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых». 

Сейчас практически прекращена деятельность Роснедр по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации, нормативов потерь при разработке месторождений полезных ископаемых. 

К сожалению, ответственность за проведение этой работы исчезла. 

Министр МПР Ю.П. Трутнев выразился так (в отношении Ростехнадзора): «Самое главное начинается, когда мы говорим слово «ответственность». Мне представляется, что ответственность должна быть предельно тесно связана с компетентностью. Сегодня этот принцип также совершенно не соблюдается. Очень большая работа проведена по тому, чтобы убрать из практики деятельности Ростехнадзора то, что, на мой взгляд, просто позор – огромное количество аффилированных структур, оказывавших массу платных услуг». 

Думаю, что это относится и к деятельности Роснедр. 

Недавно Председатель Правительства РФ В.В. Путин на заседании Правительства заявил: «Много примеров, когда предприятия для получения лицензии вынуждены собирать придуманные чиновниками буквально на пустом месте экспертные заключения, справочки. Контрольные и надзорные мероприятия превратились в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвуют приближенные, так называемые свои фирмы и организации. Сложилась порочная система делегирования государственных функций по оказанию платных услуг подведомственным организациям, еще и аффилированным с чиновниками коммерческим структурам… При этом услуги оказываются по завышенным, монопольным ценам». 

Осудил В.В. Путин и «псевдоэкспертные, аналитические структуры», которые «кормятся» при государственном аппарате. Другая беда – скрытый подкуп чиновников. Считается незазорным принимать спонсорскую помощь от тех структур, работу которых чиновники и должны контролировать. К их числу относится и проведение корпоративных мероприятий и праздников за счет поднадзорных организаций, напомнил глава правительства. Все это воспринимается в порядке вещей, что абсолютно недопустимо, подчеркнул премьер. 

Выбить почву из-под коррупции можно, окончательно утвердив регламенты всех государственных функций, прописав объемы и сроки административных процедур и сформировав единые принципы установления цен на госуслуги, считает глава правительства. «Надо избавиться от избыточных полномочий, минимизировать объем контрольных мероприятий, перейти от разрешительных к уведомительным принципам», – подчеркнул он. 

Союз старателей России направил свои предложения директору НП «НАЭН» А.И. Ежову:  

«Предложения по представлению Роснедрами (Федеральным агентством по недропользованию) государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» (в соответствии с приказом Роснедр от 31.08.2009 г. № 811 «О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных функций»». 

При первичном обращении (начало разработки месторождения) и согласовании проектной документации, в т.ч. нормативов потерь, при желании недропользователя документация рассматривается экспертными независимыми органами. Эти материалы рассматриваются для рудных месторождений в части капитального строительства Главгосэкспертизой; в части горного капитального строительства на подземных и открытых горных работах (вертикальные и наклонные стволы, штольни, карьеры, капитальные подземные и открытые горные выработки) рассматриваются Ростехнадзором и Роснедрами. Предприятий по добыче рудного золота в России не более 45. 

Что касается россыпных месторождений, которые не имеют объектов капитального строительства, то первоначальные проекты по рассмотрению и согласованию проводятся территориальными органами – Роснедр и Ростехнадзора. Таких предприятий в России около 370. Эта государственная услуга по рассмотрению и согласованию проектной документации на разработку месторождений проводится за счет средств федерального бюджета – постановление Правительства РФ 11.11.2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)». 

В дальнейшем, при эксплуатации при ежегодном уточнении (кроме месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет, по ним нормативы потерь не уточняются – постановление Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 605) и согласовании планов развития горных работ все работы проводятся согласно Административному регламенту предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых».  

Государственная услуга за согласование производится за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ № 605 от 23.07.2009 г. Нормативы потерь при добыче согласуются и уточняются только при их изменении.  

 

Приложения

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ. 

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). 

Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)». 

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий». 

Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 242 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». 

Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 605 « О внесении изменения в пункт 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологических связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения». 

Приказ МПР РФ от 30.10.2008 г. № 277 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых». 

Приказ МПР РФ Федерального агентства по недропользованию от 31.08.2009 г. № 811 «О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных функций». 

 

Сейчас ГКЗ вместо экспертиз предлагает рецензирование – опять же платное. Это опять «на колу мочало, начинай сначала», когда же будут учтены результаты различных проверок… 

Источник: журнал «Золотодобывающая промышленность» #5(35)-09 

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 16.05.2016

Ваш выбор