Рынки: 16.10.2018

Москва
Берлин
Лондон
Нью-Йорк
Токио

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО- КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

25.09.2018 в 20:01 - (Alex) Алексей Снегирев Вернуться обычный режим
Просмотров : 343
Строительство железнодорожной линии позволит создать ряд горно-обогатительных комбинатов ...
Важным и масштабным инструментом ГЧП в России стал Инвестиционный фонд, сформированный 1 января 2006 г и предназначенный для софинансирования крупных инвестиционных проектов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р Инвестиционным фондом были поддержаны 11 проектов, имеющих общегосударственное значение. При этом более половины средств (131,8 млрд руб), выделенных Инвестиционным фондом, распределены между тремя проектами общая цель которых – создание транспортной и энергетической инфраструктуры для освоения минерально-сырьевого потенциала регионов. Проект комплексного развития Нижнего Приангарья – самый крупный из трех проектов, как для частных инвесторов, так и для государства. На первом этапе реализации проекта будет создана необходимая инфраструктура для последующего развития промышленности региона, которая включает в себя строительство автодорог, мостовых переходов, железнодорожных линий, линий электропередач. На втором этапе будут построены такие объекты промышленности стратегического назначения как: Богучанская гидроэлектростанция, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат. Второй проект предусматривает создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края. Главная цель проекта – строительство новой железнодорожной линии по трассе Нарын-Лугокан протяженностью 375 км. Финансовые затраты на реализацию проекта – 69% из Инвестиционного фонда и 31% – из средств ОАО ГМК «Норильский никель». Строительство железнодорожной линии позволит создать ряд горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонечинского месторождений, лицензия на освоение которых принадлежит ОАО ГМК «Норильский никель». Мониторинг реализации двух проектов, проведенный МЭР во II квартале 2016 г.[35], показал, что Инвестиционный фонд выполнил свои обязательства практически полностью - финансирование составило 97 и 98%, соответственно. В тоже время частные инвестиции составили по обоим проектам около 50%. Сроки окончания проектов были также нарушены со стороны частных партнеров. Следует отметить, что на третий проект – строительства железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва из Инвестиционного фонда планировалось выделить 49,3 млрд руб [34]. Согласно проекту, общая длина магистральной трассы должна была составить 411,7 км, из которых 288 км пройдут по территории Красноярского края, 123,7 км – по территории Республики Тувы. Однако выполнение этого проекта было отложено, в связи с кризисом 2009 года. Благодаря усилиям В.В. Путина был создан новый консорциум по строительству железной дороги. В него вошли: Енисейская промышленная компания, Северсталь, Evraz, Минрегионразвития, Росжелдор и правительство Республики Тува. Государство выделит на реализацию проекта 89 млрд рублей (половина стоимости в текущих ценах). «Северсталь» предполагает участие в проекте совместно с индийской корпорацией «National Mineral Development Corporation Limited». Полноценное участие Енисейской промышленной компании остаётся под вопросом, так как ОПК ищет для неё нового собственника. Остаётся неясным и вопрос о проекте с железной дороги. Одобренный Генэкспертизой России первоначальный проект дороги предполагал участие только одной компании, ОПК, и представляет собой проект железной дороги 3-го класса с возможными грузоперевозками в 15 млн тонн в год. 3 апреля 2014 года на заседании правительства РФ министр обороны России Сергей Шойгу предложил расширить проект строительства железнодорожной линии Элегест- Кызыл-Курагино, который реализует компания ТЭПК. По словам Шойгу, – от Кызыла железная дорога может быть продлена в Западную Монголию, на Урумчи и далее в Китай, а оттуда уже в любую сторону – в Пакистан или в Индию. С учётом загруженности Транссиба и БАМа реализация предложения Сергея Шойгу позволит в полной мере раскрыть потенциал железнодорожной линии Элегест – Кызыл-Курагино, а также откроет России дополнительные ворота в страны Азии, что обеспечит значительное увеличение товарооборота и дополнительный приток инвестиций.
 СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ КОРИДОР В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ
 Арктическая зона - регион исключительного значения для экономики, национальной безопасности и внешнеэкономических связей Российской Федерации. МСП России в целом достаточен для проведения независимой и эффективной экономической политики в Арктике. Здесь находится развитая инфраструктура морских коммуникаций. Эффективное включение минеральных ресурсов этой зоны в процессы развития страны требуют поворота к идеологии и практике устойчивого развития в сочетании с современными политическими, федеративными, социально-экономическими и организационными подходами. Северный морской путь (СМП), Северный морской коридор – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения – около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км). Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка [36]. В 1991 году, после распада СССР, Северный морской путь был открыт для международного судоходства. Однако лишь спустя 15 лет, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России [36]. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по СМП может увеличиться к 2025 г. до 50 миллионов тонн в год. Судьба СМП в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования «Севморпути» В. Михайличенко, к 2009 году по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился с 6–8 миллионов тонн грузов в год примерно в 5–6 раз. И лишь в 2016 году объём перевезённых грузов по «Севморпути» превзошёл данные 80-х годов прошлого века, составив 7,26 млн тонн (+35 % к 2015 году) [36]. С 2006 года компания ОАО ГМК «Норильский никель» осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводке. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объёме до 1,5 млн тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района. В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершён экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск – Дудинка – Пусан (Южная Корея) – Шанхай (КНР) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершён на судне «Заполярный» [36]. Минерально-сырьевому потенциалу Арктической зоны, который определяет развитие СМП, посвящены статьи [37–40], подготовленные в ходе реализации проекта Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН «Разработка научных основ новой технологии прогнозирования месторождений стратегических видов минерального сырья (цветных, редких и благородных металлов) Арктической зоны Российской Федерации». В экономике арктических регионов России минерально-сырьевой сектор занимает одно из центральных мест, что обуславливает высокую значимость состояния минерально-сырьевой базы и динамики ее развития. Россия занимает одно из ведущих мест среди арктических стран – производителей минерального сырья. Кроме громадных запасов нефти и природного газа в арктических регионах России находится около 10% активных мировых запасов никеля, около 19% металлов платиновой группы (МПГ), 10% титана, более 3% цинка, кобальта, золота и серебра.. При этом детальные металлогенические исследования выполнены лишь для отдельных регионов российской Арктики, значительная часть которой (более 4 млн км2) остается слабо изученной вследствие трудной доступности. Минерально-сырьевой потенциал Арктической зоны России в основном определяется наличием крупных и уникальных месторождений цветных, благородных и редких металлов [38]. Минерально-сырьевая база Арктической зоны России насчитывает более 10 видов полезных ископаемых, в том числе благородные, цветные, черные, редкие и радиоактивные металлы. В открытом доступе имеются сведения по более чем 4000 рудных объектов эндогенной минерализации, в частности по более 400 разномасштабным месторождениям включая крупные (Норильское, Талнахское, Печенга, Томтор, Рай-Из, Ковдор, Купол, Майское и др.). Высокий минерально-сырьевой потенциал российской Арктики подчеркивается также тем, что многие месторождения по основному промышленному компоненту (Au, Zn, Sn, Cu, Ni, W, МПГ, Мо, Ti, Zr и Pb) – комплексные, в их рудах содержится значительное количество сопутствующих потенциально извлекаемых металлов. Перспективы освоения арктических месторождений стратегических металлов, кроме масштаба и богатства руд, во многом определяются близостью к северному морскому пути и к судоходным рекам, что значительно повышает рентабельность работы рудников за счет использования водного транспорта. В первую очередь должна быть детально изучена полоса шириной до 200 км, в зоне влияния СМП, вдоль берега Северно-ледовитого океана, и архипелаги и отдельные острова, а также берега судоходных рек. Так как в этой зоне, учитывая отечественный и зарубежный опыт [38, 39], наиболее реально освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Анализ многочисленных публикаций и интернет-сайтов позволил нам экспертным путем ранжировать страны мира по состоянию и относительному уровню развития ТКС. Для стран первой группы развитие минерально-сырьевой ТКС осуществляется за счет государственно-частного партнерства и частных инвестиций. В странах второй группы, включая Монголию, развитие минерально-сырьевой ТКС осуществляется за счет государственного финансирования и государственно-частного партнерства. В странах третьей группы – преобладают частные инвестиции. Россия характеризуется комбинированным уровнем – ТКС первой группы включает регионы Южного и Центрального ФО, а также Южный и Центральный Урал. ТКС среднего уровня присуща Южному поясу экономического развития, протягивающегося от Урала до Приморья. Следует отметить, что заполярные территории характеризуются низким уровнем ТКС. Анализ зарубежных публикаций, позволил выделить следующие основные глобальные тенденции использования МСП для развития ТКС: государственно-частное партнерство; приоритет синергетически-эффективных проектов в Канаде; морские проекты в Арктической зоне Канады; коридоры экономического развития в Африке; совместное использование горной инфраструктуры. Анализ отечественных публикаций, показал следующие основные тенденции использования МСП для развитии ТКС: международные транспортные коридоры (МТК); минерально-сырьевые центры экономического развития (ЦЭР); инвестиционные проекты ГЧП в сфере освоения МСП; приоритетное развитие Северного морского коридора в арктической зоне России. Сравнительный анализ показывает большое сходство отечественных и мировых тенденций в использования МСП стратегических видов минерального сырья как основы для развития ТКС.
Подробнее в журнале "Золотодбывающая промышленность" №(88) август 2018 г. 

Подкаст



Подкаст о события в золотодобыче от 28.05.2018

Ваш выбор